Право и
Интернет в учебниках
для школьников
и студентов
В.А.Каймин, профессор, доктор наук (Phd), магистр права
Электронный университет
WDU http://wdu.da.ru
Развитие сети Интернет и Интернет-ресурсов в России нарастает каждый год на
20-30%, удваиваясь каждые 2,5-3 года. Лидером в продвижении Интернет стала
система образования Российской Федерации.
Благодаря
правительству и президенту России состоялась компьютеризация всех сельских и городских школ,
позволяющая обеспечить обучение компьютерной грамотности всех учащихся всех
российских школ без исключения.
Инновациями в развитии
Российского
образования стал выход российских университетов с российскими программами на
международный рынок образования с использованием дистанционных технологий
обучения.
Феноменальны победы студентов России в Чемпионатах Мира по программированию, где
лидируют команды университетов Москвы и Петербурга, а американские
университеты в 2003 году не вошли даже в десятку лучших команд.
Существенную роль в подготовке большого числа
российских команд сыграли учебники по информатике и информационным технологиям
[ 1 , 2 ], направленные на технологию решения олимпиадных задач.
В дальнейшем
развитии важную роль сыграют программы подготовки российских студентов,
обобщающие опыт лучших отечественных университетов и отвечающие рекомендациям
международных организаций ACM/IEEE.
Базой информатизации, по оценкам международных организаций,
являются такие ресурсы как телефоны, телевизоры, персональные компьютеры,
сайты, сервера, электронные библиотеки и Интернет-порталы.
Лидеры в
информатизации - Северная Европа и Северная Америка. Доля российских
Интернет-ресурсов составляет менее 10% от мировых ресуров, где доминирует
информация и сайты на английском языке.
Оснащение всех
школ персональными компьютерами
и доступом к Интернет открывает перед всеми учащимися возможность не только
освоения компьютерной грамотности, но и доступа к глобальным ресурсам
Интернет.
Однако свобода
доступа к Интернет, как и свобода слова - это не только большое благо, но и
серьезная ответственность. Поскольку нарушение законов влечет гражданскую,
правовую и административную ответственности.
Работа со студентами и школьниками при изучении
ресурсов Интернет и освоении современных Интернет-технологий [ 1, 2 ] показала,
что правовой ликбез нужно вводить сразу и одновременно с изучением средств
Интернет.
Первые правовые проблемы возникают уже при
использованиии гостевых книг и форумов, являющиеся средствами
Интернет-публикаций, а от авторов Интернет-публикаций требуется знание и
соблюдение ст. 129 и 130 УК РФ.
Более серьезные
проблемы возникают у студентов,
изучающих технологию создания сайтов в Интернет, созданных с грубыми
нарушениями закона “О средствах массовой информации”, вплоть до закрытия
учебных сайтов.
Еще более
серьезные проблемы в изучении информационным технологиям - уничтожение
файлов, распространение вирусов и компьютерный луддизм, подпадающие под статьи
282, 283 и 284 Уголовного Кодекса РФ.
Все эти нарушения
вплоть до луддизма - реальный практический опыт, всплывший при практическом
изучении студентами новейших
информационных и Интернет-технологий в российских вузах.
Решение этих проблем требует обязательного включения правовых тем не только в учебные программы, но и во все учебники для
студентов и школьников вплоть до введения обязательных экзаменов в вузах и
школах.
Незнание
надлежащих законов при их нарушении может повлечь у лиц,
получивших доступ к компьютерам и
Интернет, серьезную гражданскую, правовую, административную
и даже уголовную ответственность.
Пример - школьник
Б.Г., взломавший чужие компьютеры, привлеченнный за это к судебной
ответственности; в дальнешем - студент юрфака американского университета, а
затем - глава всемирно известно компании.
Российское
законодательство в настоящее время достаточно развито для решения проблем,
связанных с нарушениями как авторских прав, так и с чисто компьютерными
правонарушениями.
В Российском Интернет в открытом доступе имеется
большое число сайтов, электронной литературы и электронных учебников по
компьютерному, информационному и коммуникационному праву [ 5 ].
Однако учебная
литература содержит преимущественно либо сугубо компьютерные вопросы, либо
сугубо правовые проблемы, слабо понятные как учащимся, так и преподавателям, не
говоря уж об администраторах.
Для правового
Интернет-ликбеза могут быть использованы как обычные бумажные учебники, так и
электронные учебники для школьных и вузовских сетей ЭВМ, а также
Интернет-учебники на федеральных Интернет-порталах.
Технологическая
инновация - электронные учебники на компакт-дисках и Интернет-учебники,
размещаемые на серверах для сопровождения учебного процесса в вузах и школах.
Особенностью новых
средств обучения является
существенное сокращение времени и средств на подготовку и размножение электронных
пособий и учебников, в отличие от затрат на бумажное книгоиздание.
Гибкость
Интерет-учебников такова, что с
их помощью вполне можно сопровождать текуший учебный процесс, включая как
контроль знаний, так и прием зачетов и экзаменов, например, по курсу
“Компьютерное Право” [ 6 ].
Однако простота и
гибкость новых Интернет-технологий вызывает и ряд правовых проблем,
связанных с отчуждением у авторов продуктов их интеллектуального труда и
грандиозного пиратского рынка.
Российские вузы и
университеты зачастую не заключают ни договоров, ни контрактов на
использование электронных учебников, нарушая права авторов и российское
законодательство и подпадая под статьи Угловного Кодекса.
В наиболее сложном
положении оказались российские
образовательные Интернет-порталы, получившие крупное финансирование на создание
электронных библиотек по различным направлениям.
Широко известен пример, когда уважаемое
ведомство оцифровало все российские учебники, имеющие гриф “Рекомендовано
Министерством образования” без каких бы то ни было договоров с авторами и
издательствами.
Проблема авторских
прав на электроные издания становится одной из
актуальнейших юридических проблем развития отечественного образования и
отечественного книгоиздания.
Процедуры решения этих
проблем известны отечественным
юристам [ 4 ], однако они плохо известны администраторам и менеджерам от
образования, решающим свои ведомственные проблемы.
Проблемы правового
образования можно было бы начать с
правового ликбеза для администраторов от образования, который может быть
организован в форме обязательного госэкзамена через Интернет [ 6 ].
Для правового ликбеза менеджеров образования вполне можно рекомендовать учебное пособие “Право и Интернет”,
подготовленное в Московской Юридической Академии и выпущенное издательством
“Бестселлер” [ 3 ].
Однако проблема
обучения новейшим
информационным технологиям - это не только проблема авторских прав на
электронные и бумажные учебники, но и проблема использования нелицензионного
программного обеспечения.
Во многих
российских вузах и школах в настоящее время используются пиратские копии
программного обеспечения - операционных систем, офисных пакетов и компьютерных
приложений.
Более того в ряде
вузов открыто продается пиратское программное обеспечение крупнейших
производителей с нарушением авторских прав и статьи 146 Уголовного Кодекса РФ (
особо - часть 2 ).
Финансовые
средства на приобретение программных средств, как правило, ни в вузах, ни в
школах не бюджетируются, а занятия по информатике и информационным технологиям
проводить надо!?
Согласно закону РФ “Об авторских правах” программы и базы данных для ЭВМ являются
объектами авторского права, использование и особо распространение пиратских
копих программ подпадает под ст.146 УК РФ.
Необходимость приобретения лицензий на использование
коммерческого программного обеспечения - настоящая головная
боль для руководителей российских учебных заведений при использовании
компьютеров в учебном процессе.
Практически все ведущие производители
программного обеспечения объявили “академические программы” для учебных
заведений, предполагающие для них существенные скидки ( до 70% ) на поставку
программного обеспечения.
Альтернативой
является свободное программное обеспечение, авторы которого согласились на
свободное распространение своих программ и свободное использование на любых
персональных и учебных компьютерах.
Операционная система Linux с набором офисных пакетов, баз данных и широким спектром
языков и инструментальных средств разработки программ - пример свободно распрстраняемого
программного обеспечения.
Качество свободных программ не намного хуже, а надежность - намного выше, чем у
коммерческих программ. Вопрос - в поиске учебной литературы и подготовке
(переподготовке) учителей.
Зато у
руководителей учебных заведений полностью снимается головная боль по
нахождению денег на закупку программ и правовой ответственности за
использование пиратских копий.
Электронные учебники подпадают под действие закона
РФ “Об авторских правах” в двойной мере. С одной стороны как произведения
науки, а с другой стороны - как форма “программ для ЭВМ”и “баз данных для ЭВМ”.
Объектами авторского права безусловно являются как гипертексты, так и сайты, размещаемых
как в сети Интернет, так и в локальных сетях Интранет и корпоративных сетях
Экстранет.
Любой гипертекст как совокупность данных для
отображениях их браузерами на ЭВМ подпадает под определение “программы ЭВМ” в
Законах РФ “Об авторских правах” и “О правовой защите программ и баз данных для
ЭВМ”.
Любой сайт
- как набор гипертекстов ( и/или гипертекстовых программ), подпадает
под определение “баз данных для ЭВМ”,
изложенному в Законах РФ “Об авторских правах” и “О правовой защите программ и
баз данных для ЭВМ”.
Соблюдением авторских прав в Интернет является
указание прямых гиперссылок на авторские сайты с одновременным указанием фамили
и имени автора и названия произведения (названия сайта).
Нарушением авторских прав в Интернет является прямое копирование гипертекстов на чужие
сайты и сервера без разрешения авторов или правообладателей, а еще хуже -
несанкционированное изменение гипертекстов.
Обнаружение нарушений авторских прав и сбор
доказательстьв проводится с помощью Интернет и не составляет большого труда для
специалистов по компьютерным расследованиям [ 3 ].
Особый вопрос - проблемы интеллектуальной
собственности в Интернет-проектах. К сожалению, в Российской Федерации до сих
пор не принят общий закон, регулирующий права на интеллектупльную
собственность.
Однако для Интернет-проектов вопросы по
интеллектуальной собственности легко разрешимы, поскольку все основные
компоненты Интернет-проектов - сайты, программы и базы данных - являются
объектами авторского права.
Складывается
ощущение, что Закон “Об авторском и смежных правах” принятый в 1993 году
опередил создание Интернет в России, создав надежную правовую основу для
развития новейших информационных технологий.
Литература и Интернет-источники:
1. Каймин В.А.
“Информатика”. Учебник для студентов. М., ИНФРА-М,
1999-2003
2. Каймин
В.А., Касаев Б.С. “Информатика: практикум на ЭВМ”. М., 1999-2003
3. Серго А.
“Право и Интернет”. Учебное пособие. М., Бестселлер, 2003
4. Каймин В.А.
“Правовые аспекты использования электронных учебников”. 3-я Всероссийская конференция “Право и Интернет”.
2001.
5. “Компьютерное право в России”. Сайт: http://www.relcom.ru .
6. Каймин В.А., Птушенко А.В.
“Компьютерное право”. Интернет-учебник. Электронная
библиотека WDU: http://wdu.da.ru